В Сихотэ-Алинском заповеднике стартует научно-исследовательский проект «Стражник». Цель проекта – разработать методику раннего прогнозирования усыхания елово-пихтовых лесов на юге Дальнего Востока. На основе полученных данных ученые планируют внести предложения по адаптированию региональной политики лесопользования в условиях меняющегося климата. Проект реализуется при поддержке благотворительного фонда «Красивые дети в красивом мире».
Ель аянская – древний по своему происхождению вид, занимающий, как правило, верхний горный пояс. Ельники выполняют ряд важных экосистемных функций: регулирование водного режима и климата, предотвращение эрозии почв, сохранение коренного биоразнообразия. В то же время, это один из главных промышленных видов хвойных деревьев Дальнего Востока России. Сегодня елово-пихтовые леса юга Дальнего Востока находятся под угрозой исчезновения по причине массового усыхания.
Усыхание еловых лесов – глобальное явление. Ученые не одно десятилетие бьются над этой загадкой. Кроме ущерба от лесопользования, усыхание ельников носит негативные экологические последствия: возрастание пожарной опасности, резкое ухудшение санитарной обстановки, нарушение гидрологического режима и темпов круговорота веществ, потеря биоразнообразия.
В настоящее время основной доступный инструмент исследования этого природного феномена – данные аэрокосмической съемки. Правда, космоснимки дают общую информацию и, чаще всего, специалисты обращают внимание на усыхающие участки леса, когда процесс деградации проявляется в значительных масштабах.
Для решения этой методической проблемы специалисты Сихотэ-Алинского заповедника, Института геологии и природопользования, Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН и Приморского государственного аграрно-технологического университета запускают проект «Стражник».
В рамках проекта планируется оборудовать одноименный исследовательский полигон площадью 1200 га на территории крупнейшего тигриного заповедника страны. Здесь установят метеостанции и логгеры климатических параметров. Одновременно будет проводится таксационное и экологическое описание елово-пихтовых лесов, расположенных в разных стратах (классах) ослабления растительного покрова, выявленных дистанционно по снимкам спутника Santinel («Стражник», отсюда и название проекта). Таким образом, объединив данные дистанционного зондирования и таксации, ученые планируют получить полную картину состояния елово-пихтовых лесов, а в будущем – попытаются предсказать участки вероятного усыхания темнохвойных лесов.
«Для экорегиона юга Дальнего Востока характерен специфический горный рельеф, поэтому существующие методы исследования, основанные на данных глобального мониторинга, не позволяют делать точные прогнозы усыхания елово-пихтовых формаций. В рамках нашего проекта мы объединим данные наземных наблюдений, спутниковой съёмки и непрерывной регистрации климатических параметров на локальном уровне. Для этого нам потребуется собрать многолетний непрерывный ряд наблюдений. Исследование и понимание этих процессов, может помочь нам сохранить елово-пихтовые леса, в том числе, и за пределами заповедника», – отмечает научный сотрудник заповедника, автор проекта Михаил Сало.
Новая методика может послужить основой для принятия решений в области устойчивого лесопользования на юге Дальнего Востока, а также позволит более точно прогнозировать вероятность лесных пожаров.
Отдельное внимание в рамках проекта уделяется внедрению новой методики в образовательный процесс будущих специалистов лесного хозяйства. Обучающиеся по специальностям биологии, лесоведения, экологии, климатологии, геоинформационных систем и многих других смежных дисциплин смогут реализовать здесь свои исследования.
«Есть не одна дисциплина, связанная с геоинформационными системами, поэтому когда реальные проекты “приходят” в университет это здорово. Мы сможем обучать студентов на собственных региональных данных. Важно, что это будут актуальные данные текущих лет, которые поступают в реальном времени», – отмечает к.с-х.н, научный сотрудник Институт геологии и природопользования (ИГиП ДВО РАН), участник проекта Александр Иванов.
Эксперт также отмечает, что лучшего места чем заповедная территория для такого полигона не найти.
«На юге Приморья нет ельников, северные территории недоступны. Центральный Сихотэ-Алинь – отличная площадка. И, конечно, важно делать такие полигоны в естественных условиях – там, где не было вмешательства человека. В этом и заключается специфика особо охраняемых природных территорий. А Сихотэ-Алинский заповедник был изъят из хозяйственного пользования почти 100 лет назад. Тем более, здесь уже есть некоторый задел, проект возникает не на пустом месте – есть архивы снимков, представление о том, как с ними работать, более того, есть наброски математических моделей, связанных с климатом. Существующие данные позволяют предполагать, что многолетнее изменения температурного режима могут являться одним из ключевых факторов, приводящих сначала к ослаблению, а потом к усыханию еловых лесов», – добавляет Александр Иванов.
Реализация проекта стала возможной благодаря гранту от благотворительного фонда «Красивые дети в красивом мире».
«Среди главных принципов нашего конкурса — решение системных задач. Для нас очень важно, чтобы проект не только помогал решать проблемы конкретной заповедной территории, но и вносил вклад на экорегиональном и глобальном уровне. В этом плане "Стражник" — это перспективный проект, который имеет большое практическое значение, поскольку внедрение в практику ООПТ современных подходов к мониторингу природных сообществ позволит вовремя принимать необходимые меры по сохранению заповедных территорий и, мы надеемся, даст возможность более эффективно сохранять уникальные леса региона», – отмечает координатор Ирина Лудокова.
Сихотэ-Алинский заповедник – крупнейший в России в ареале амурского тигра. 97% территории заповедника заняты лесными сообществами. Первозданные ландшафты и многообразие животного и растительного мира определили статус Сихотэ-Алинского заповедника как ключевой природоохранной территории не только на Дальнем Востоке, но и в мире. В 1979 году Сихотэ-Алинский заповедник получил статус биосферного, а затем был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.